1С:ИТС Бюджет

ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ - профессиональная информационная система для государственных (муниципальных) учреждений

Предназначена для руководителей, юристов, кадровиков, экономистов, бухгалтеров и ИТ-специалистов государственных (муниципальных) учреждений.

Методическая поддержка

В раздел ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ "Методическая поддержка бухгалтера бюджетного учреждения" включены статьи методистов фирмы "1С" и ведущих консультантов по бюджетному учету по вопросам практического применения нормативных документов по бюджетному учету и его ведению с использованием программных продуктов системы "1С:Предприятие". В разделе ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ "Методическая поддержка бухгалтера бюджетного учреждения" методисты фирмы "1С" дают ответы на вопросы пользователей и разъясняют сложные моменты как по работе с программой, так и по методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Дополняя документацию к программам, представленные материалы не только помогут в освоении программных продуктов начинающим пользователям, но и познакомят администраторов систем с возможностями программ.

Вся информация в разделе ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ "Методическая поддержка бухгалтера бюджетного учреждения" сгруппирована по темам в многоуровневом тематическом рубрикаторе.

Раздел ежемесячно обновляется. Все изменения за месяц отражаются в рубрике "Новые и измененные разделы".

Справочники финансово-хозяйственных операций из раздела «Учет» ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ

Справочники финансово-хозяйственных операций из раздела «Учет»

1. Справочник финансово-хозяйственных операций бюджетного учреждения

2. Справочник финансово-хозяйственных операций казенного учреждения

3. Справочник финансово-хозяйственных операций автономного учреждения

появились в 2011 г. и имеют одинаковую четырехуровневую иерархическую структуру.

Первый уровень

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материальные запасы и т.д.

Второй уровень представляет собой группировку по «этапам жизни» объектов.

Так, например, в разделе «Основные средства» выделяются следующие подразделы:

  • Поступление;
  • Амортизация;
  • Восстановление;
  • Переоценка;
  • Выбытие;
  • Аренда.

Третий уровень представляет собой группировку по способам, соответственно, поступления, восстановления, выбытия и т.д.

Четвертый уровень

Выбирая типовую хозяйственную ситуацию, пользователь получает возможность ознакомиться с общим порядком ее учета, предусмотренным Инструкцией,. При описании ситуаций для подтверждения тех или иных бухгалтерских записей приводятся ссылки на соответствующие пункты соответствующей Инструкции.

Большинство ситуаций представлены в разрезе двух видов деятельности:

  • бюджетная деятельность;
  • деятельность, приносящая доход.

Каждая ситуация четвертого уровня справочника содержит сводную таблицу бухгалтерских записей, в которой описываются содержание операции, дебет и кредит счетов.

При описании дебета и кредита счета в сводной таблице бухгалтерских записей приводятся условные обозначения:

  • КРБ - код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета;
  • КДБ - код главного администратора доходов бюджета, код вида, подвида дохода бюджета;
  • КИФ - код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета;
  • гКБК - код главы по бюджетной классификации, в 4 - 17 разрядах номера счета указываются нули, по которым даются ссылки на  Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н, а также на Справочник КОСГУ, в котором раскрывается содержание статей бюджетной классификации.

При нажатии мышью на номер бухгалтерской записи в сводной таблице можно перейти к описанию проводки.

Описание бухгалтерской записи включает: содержание, коды дебета и кредита счетов, перечень необходимых документов, требующихся для отражения записи в учете, порядок определения суммы записи и даты записи.

В описании к бухгалтерской записи приводятся ссылки на те или иные нормативные документы, в том числе, касающиеся налоговых последствий, а также на разъяснения регулирующих органов. По ссылкам, выделенным синим цветом, можно перейти непосредственно к тексту документа, а также ознакомиться с формами первичных документов. В качестве указанных документов приведены формы, утвержденные приказом Минфина России от 15.12.2010 №173н, а также формы унифицированных первичных документов, утвержденные соответствующими постановлениями Госкомстата России.

На закладке «Справка» можно ознакомиться с основными реквизитами документа: датой вступления в силу, источником опубликования и т.д.

Особенности новых справочников финансово-хозяйственных операций:

Справочник финансово-хозяйственных операций бюджетного учреждения

Справочник финансово-хозяйственных операций бюджетного учреждения - справочник, разработанный специалистами фирмы "1С" специально для государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, в отношении которых в соответствии с положениями п.п.15 и 16 ст.33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органами государственной власти, органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ.

Справочник финансово-хозяйственных операций бюджетного учреждения разработан на основании следующих приказов Минфина России:

  • приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
  • приказ Минфина России от 15.12.2010 №173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Обращаем внимание, что в Справочнике финансово-хозяйственных операций бюджетного учреждения приводятся как бухгалтерские записи по счетам, открытым в кредитных организациях, так и по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства, как это допускает Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 №174н.

Кроме того, поскольку в счетах санкционирования расходов в плане счетов приведены коды операций сектора государственного управления (КОСГУ) в ситуациях приведены ссылки на  Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н, а также даются ссылки на Справочник КОСГУ, в котором раскрывается содержание статей бюджетной классификации.

Справочник финансово-хозяйственных операций казенного учреждения

Начиная с февральского выпуска 2011 г. пользователям информационной системы ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ предоставлена возможность ознакомится с ситуациями нового Справочника финансово-хозяйственных операций казенного учреждения, разработанными на основании следующих приказов Минфина России:

  • приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 №162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
  • приказ Минфина России от 15.12.2010 №173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению";
  • приказ Минфина России от 28.12.2010 №190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Обращаем внимание, что в соответствии с п.4  положения приказа Минфина России от 06.12.2010 №162н применяются к бюджетным учреждениям до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений п.п.15 и 16 ст.33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ.

Справочник финансово-хозяйственных операций автономного учреждения

Ситуации Справочника финансово-хозяйственных операций автономного учреждения, разработаны на основании следующих приказов Минфина России:

  • приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
  • приказ Минфина России от 23.12.2010 №183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";
  • приказ Минфина России от 15.12.2010 №173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Обращаем внимание, что в настоящее время  порядок применения лицевых счетов, открываемых органами Федерального казначейства автономным учреждениям не конкретизирован, поэтому в Справочнике финансово-хозяйственных операций автономного учреждения приводятся как бухгалтерские записи, по счетам, открытым в кредитных организациях, так и по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства, как это допускает Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 №183н.

Поскольку в счетах санкционирования расходов в плане счетов приведены коды операций сектора государственного управления (КОСГУ), в ситуациях приведены ссылки на  Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н, а также даются ссылки на Справочник КОСГУ, в котором раскрывается содержание статей бюджетной классификации.

Справочники финансово-хозяйственных операций ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ постоянно развиваются и совершенствуются

Обновление ситуаций Справочников финансово-хозяйственных операций из раздела «Учет» проводится ежемесячно и осуществляется по трем основным направлениям:

  • разработка новых ситуаций;
  • актуализация требований нормативных актов, которые приводятся в комментариях к бухгалтерским записям, а также добавление ссылок на вновь принятые нормативные акты и вышедшие разъяснения регулирующих органов;
  • обновление описаний по формированию операций в текущей версии программы.

Авторы справочников с удовольствием рассмотрят все предложения по включению в "Справочники" новых ситуаций. Предложения просьба высылать на е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , в теме письма указать: «Предложение от пользователя ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ».

Раздел ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ "Ответы на вопросы по ведению бухучета в государственных и муниципальных учреждениях"

Раздел ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ "Ответы на вопросы по ведению бухучета в государственных и муниципальных учреждениях" создан специально для пользователей ИТС, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями: казенными, бюджетными или автономными.

В данном разделе размещаются ответы на вопросы по следующей тематике:

  • бюджетная классификация;
  • учет операций (в разрезе объектов учета) в казенных, бюджетных и автономных учреждениях;
  • иные ответы, в зависимости от тематики вопросов пользователей.

Обращаем внимание, что ответы, размещенные в разделе "Ответы на вопросы подписчикам", представляют собой исключительно мнение специалистов фирмы «1С» и не имеют никакой правовой силы.

Согласно п. 6  Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России 01.12.2010 №157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов.

При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией; порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля; иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, внутренние документы государственного (муниципального) учреждения, регулирующие бухгалтерский учет, должны быть утверждены актами субъекта учета.

Справочник кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Опыт применения программного обеспечения фирмы «1С» государственными (муниципальными) учреждениями свидетельствует о том, что бюджетная классификация является  эффективным инструментом для сопоставления плановых и фактических результатов деятельности разных субъектов бюджетного планирования.

Вместе с тем, много проблем вызывает порядок применения бюджетной классификации по операциям сектора государственного управления. В связи с этим, начиная с мартовского выпуска пользователям ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ предоставлена возможность ознакомится со Справочником классификации операций сектора государственного управления (далее - Справочник КОСГУ), разработанном на основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н.

Справочник КОСГУ представляет собой группировку операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания, в разрезе:

  • доходов;
  • расходов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов.

Таким образом, статьи КОСГУ сгруппированы в Справочнике в соответствии с бюджетной классификацией (первый уровень Справочника КОСГУ)

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов.

Второй уровень Справочника КОСГУ представляет собой перечень статей и подстатей КОСГУ.

В состав классификации включены следующие статьи и подстатьи КОСГУ (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов):

  • 110 - налоговые доходы;
  • 120 - доходы от собственности;
  • 130 - доходы от оказания платных услуг;
  • 140 - суммы принудительного изъятия; 150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
  • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 - поступления от международных финансовых организаций;
  • 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 170 - доходы от операций с активами;
  • 180 - прочие доходы;
  • 410 - уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
  • 430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
  • 440 - уменьшение стоимости материальных запасов (см. п.5 Раздела II Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н).

Содержание статей и подстатей КОСГУ, относящихся к классификации доходов бюджетов, основано на Приложении 1 к Указаниям. В справках при указании детализированных показателей доходов, относимых на на ту или иную статью (подстатью), приводятся коды доходов бюджетов. По ссылке можно выйти непосредственно на код, приведенный Приложении 1 к Указаниям.

В состав классификации включены следующие статьи и подстатьи КОСГУ (18 - 20 разряды кода классификации расходов бюджетов):

  • 211 Заработная плата;
  • 212 Прочие выплаты;
  • 213 Начисления на выплаты по оплате труда;
  • 221 Услуги связи;
  • 222 Транспортные услуги;
  • 224 Арендная плата за пользование имуществом;
  • 225 Работы, услуги по содержанию имущества;
  • 226 Прочие работы, услуги;
  • 231 Обслуживание внутреннего долга;
  • 232 Обслуживание внешнего долга;
  • 241 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • 242 Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций;
  • 251 Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
  • 252 Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств; 253 Перечисления международным организациям;
  • 261 Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения;
  • 262 Пособия по социальной помощи населению;
  • 263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления;
  • 290 Прочие расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств;
  • 320 Увеличение стоимости нематериальных активов;
  • 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов;
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов;
  • 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале (см. п.4 Раздела III Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н).

Содержание статей и подстатей КОСГУ, относящихся к классификации расходов бюджетов, основано на разделе V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний.  В справках отражаются операции, относимые согласно Указаниям к той или иной статье (подстатье) расходов.

В состав классификации источников финансирования дефицитов бюджетов включены следующие статьи и подстатьи КОСГУ (18 - 20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов):

  • 171 Доходы от переоценки активов;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств;
  • 410 Уменьшение стоимости основных средств;
  • 510 Поступление на счета бюджетов;
  • 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
  • 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам;
  • 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов;
  • 610 Выбытие со счетов бюджетов;
  • 620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
  • 630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
  • 640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
  • 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов;
  • 710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
  • 720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;
  • 810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
  • 820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу (п.4 Раздела IV Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н).

Содержание статей и подстатей КОСГУ, относящихся к классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, основано на Приложении 3 к Указаниям. В справках при указании детализированных показателей источников финансирования дефицитов бюджетов, относимых на на ту или иную статью (подстатью), приводятся коды источников финансирования дефицитов бюджетов. По ссылке можно выйти непосредственно на код, приведенный Приложении 3 к Указаниям.

Справочник основан на информации, содержащейся в Указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 №190н. Дополнение статей Справочника осуществляется по мере выпуска государственными органами разъяснений по порядку отражения тех или иных операций по кодам  бюджетной классификации Российской Федерации. Таким образом, учреждения могут пользоваться Справочником КОСГУ как информационным ресурсом (своеобразным накопителем информации), в котором  информация систематизирована в зависимости от экономического содержания операции.

Обновление ситуаций Справочника проводится ежемесячно посредством дополнения справок, входящих в Справочник, в связи с выходом соответствующих разъяснений Минфина России, Федерального казначейства и иных органов государственной власти.

Анонс ежемесячного обновления приводится в разделе «Новое в выпуске».

«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» - новый программный продукт для бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений

Фирма "1С" разрабатывает соответствующие решения для автоматизации учета и методические рекомендации с тем, чтобы совместно с партнерами обеспечить своевременный перевод пользователей на новый порядок учета.

ВАЖНО! Справочники финансово-хозяйственных операций из раздела «Учет» на ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ постепенно будут дополнены практическими примерами работы в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8". Следите за «Новостями» Интернет-Версии ИТС на its.1c.ru!

Конфигурация "Бухгалтерия государственного учреждения" предназначена для автоматизации бухгалтерского учета государственных учреждений любого типа: казенных, бюджетных и автономных, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, ведущих учет согласно приведенным выше Планам счетов и инструкциям по их применению.

Учитывая потребность в централизации учета, в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предусмотрено ведение учета нескольких государственных (муниципальных) учреждений разных типов в единой информационной базе (централизованная бухгалтерия) с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям и структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс) главных книг и балансов. При этом для каждого учреждения предусмотрено формирование и применение рабочего плана счетов, соответствующего его типу.

Также для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено ведение обособленного учета по полномочиям получателя бюджетных средств на отдельном балансе.

Специальные льготные условия апгрейда с ряда конфигураций «1С» на программный продукт "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" изложены в инф. выпуске фирмы «1С» № 13500 от 29.04.2011 «О выпуске продукта "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"».